Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Выставки > ГОРШОК СО ЗНАКОМ РЮРИКОВИЧЕЙ
ГОРШОК СО ЗНАКОМ РЮРИКОВИЧЕЙ4 мая 2018 |
В 1989 г., во время раскопок на территории «южного» посада Гомеля под руководством О.А. Макушникова, было обнаружено углубленное в материк сооружение столбовой конструкции площадью 4 кв. м. В постройке найдена серия глиняной посуды второй половины XI-первой половины XII вв., стеклянные браслеты. Среди находок выделяется круговой горшок с рельефным изображением клейма на дне типа княжеского знака-трезубца вписанного в круг. Сосуд имеет явные следы брака - он слабообожжённый, ассиметричный, со складками на корпусе. Данная находка может указывать на наличие гончарного производства на территории южного посада средневекового Гомеля, а само клеймо говорит о наличии мастерской на княжеском подворье. Сосуд из Гомеля с клеймом в виде трезубца. Фонды музея государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль». Говоря о клеймах, необходимо найти ответ на несколько вопросов. Как мастера делали клейма на дне горшков? Для чего клейма предназначались? Как знаки древнерусских князей использовались и откуда они появились? Сначала на деревянной подставке гончарного круга вырезали тот или иной знак. Затем, гончар на этой подставке формовал сосуд, на донце которого и оставалось рельефное изображение вырезанного на ней клейма. Появление гончарных клейм тесно связано с внедрением ручного гончарного круга. Нижней хронологической границей их существования на территории Древней Руси принято считать конец IX в. Большинство исследователей, в вопросе о времени распространения клейменой посуды, сходятся во мнении, что они появляются с середины X в. Наиболее широкое распространение они получили в X-XII вв., а в XIII в. встречаются уже значительно реже. Причиной их исчезновения принято считать внедрение в гончарное производство быстроротационного гончарного круга. Наиболее распространенные формы клейм - круг, квадрат, крест, их сочетания и разновидности. Назначение клейм до конца не выяснено. Существуют следующие мнения о назначении клейм: 1) клейма - знаки гончаров, изготовлявших сосуды; 2) клейма - знаки заказчиков; 3) клейма имели религиозно-символическое значение; 4) клейма сначала имели только символическое значение, а потом превратились в знаки ремесленников, причем они могли быть и личными знаками гончаров, и знаками князя, которому принадлежала ремесленная мастерская. Знаки в виде двузубца и трезубца служили фамильными знаками древнерусских князей и использовались для обозначения прав собственности. Традиция использования подобных знаков в качестве символов власти имеет глубокие исторические корни. Знаки в виде двузубца и трезубца широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти. Первое упоминание о знаках древнерусских князей есть в рассказе арабского путешественника Ибн Мискавейх о походе русов на Бердаа в 943-944 гг. Другое сообщение есть в «Повести временных лет», где говорится о походе княгини Ольги в новгородские и псковские земли (947 г.). Письменные источники, однако, не приводят описаний княжеских знаков. Как выглядели они известно по сохранившимся изображениям двузубцев и трезубцев на металлических подвесках, вислых печатях (Новгород и Новгородская обл.), кистенях (Минск, Саркел, Киев), серебряных арабских дирхемах, первых русских монетах (сребреники и златники), в качестве граффити на стенах храма Софии Киевской, в качестве гончарных клейм и др. Древнерусские монеты князей Святополка и Владимира: 1 - сребреник Святополка; 2, 3 - двузубцы на сребрениках Святополка; 4, 5 - сребреники Владимира; 6, 7 - трезубцы на сребрениках Владимира (по М.П. Сотниковой, 1995; С.В. Белецкому, 2000). Существует несколько версий происхождения знаков древнерусских князей. Одна из них связывает происхождение традиции использования знаков Рюриковичей от знаков сарматских и боспорских царей. Одним из первых её предположил В.С. Драчук. Существует также версия о германском их происхождении. Гипотеза о североевропейском происхождении предложена в работах П. Паульсена. На сегодняшний день генеалогия знаков древнерусских князей в целом разработана. Опорными хронологическими моментами здесь стали печать Святослава, знаки на древнерусских монетах (златниках и сребрениках), имеющие четкую атрибуцию, и ряд печатей XI-XII вв., несущих имена князей. Определено, что изначально (конец IX-первая половина X в.) двузубец выступал в качестве либо как знак правителя, главы рода Рюриковичей, либо как общеродовой знак. Начиная с эпохи правления Святослава и его сыновей, двузубый знак начинает изменяться при переходе к наследникам - появляется один новый элемент. Данный факт указывает уже на систему наследования этих знаков, и они приобретают характер лично-родовых. Видимое противоречие в характере наследования знака до Святослава, когда он существовал без изменений, и после, когда с каждым князем он приобретает новые элементы, вероятно, объясняется принципиальными изменениями в характере княжеской власти Древней Руси, произошедшими в последней четверти X в. До Святослава владения Рюриковичей никак не дробились и известны только «прямые» наследники (Олег-Игорь-Святослав). В эпоху Святослава происходит первый «раздел» земель между его сыновьями (Ярополк, Олег и Владимир), приведший после смерти их отца к войне наследников. С этого момента начинаются изменения при наследовании княжеских знаков. Княжеские знаки получили широкое распространение на территории Древнерусского государства. Печатями с их изображениями заверялись государственные документы, чеканились монеты, ремесленники ставили княжеское клеймо на свои изделия. Важно отметить, что княжеский знак носили тиуны и дружинники. В таком виде знаки Рюриковичей существовали до середины XII в. В XIII в. княжеские тамги практически полностью вышли из употребления, что часто связывают с их эволюцией. По мнению учёных, схема знаков упростилась настолько, что утратила способность создавать варианты, отмечающие индивидуальную принадлежность. В результате этого княжеские знаки утратили свой личный признак и приобрели характер местной эмблемы или герба рода (семьи). Материал статьи подготовил старший научный сотрудник отдела археологии и охраны историко-культурного наследия А.М. Писаренко. При использовании материалов статьи просим делать ссылку на сайт. Мини-выставка начнет работу c 4 мая 2018 г. в экспозиции «Открытое хранение археологических фондов музея». Стоимость посещения входит в стоимость билета в экспозицию и составляет: -1 руб. (взрослый билет); -50 коп. (билет для учащихся). Контактные телефоны: (0232) 75-80-93, 75-53-65, +37529 174 19 11 Вернуться назад |