Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Виртуальные выставки > Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»
Виртуальная выставка «Не помнить себя материально…»23 апреля 2018 |
В 2018 году исполняется 130 лет со дня рождения легендарной личности для Гомеля 20-х – художника, педагога Александра Яковлевича Быховского. В истории города он навсегда останется организатором и лидером художественной студии-школы имени М.А.Врубеля. Несмотря на то, что в качестве гомельского феномена студия просуществовала около двух лет, свет этого удивительного послереволюционного явления до сих пор струится из глубин времени. Александр Яковлевич заключает в своем письме-обращении к гомельским органам власти: «…такую работу можно было проделать исключительной энергией и при условии не помнить себя материально». Судьба студии привлекает внимание музейщиков и искусствоведов, изучающих художественную жизнь крупного областного центра в начале XX века, появляются новые публикации в белорусской прессе, на сайте музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля и.т.д. В самом деле, Александр Быховский запомнился своим современникам безудержной энергией, постоянной жаждой творческих и личностных преобразований. Это экспрессивное существование было свойственно Быховскому на всем протяжении долгой – девяностолетней – жизни. Глубокое знание психологии людей и понимание задач изобразительного искусства сформировалось в многочисленных поездках по различным уголкам России, Поволжья, Узбекистана, Туркестана, даже Гималаев. Не удивительно, что именно такой многосторонней незаурядной личности отдает предпочтение в своих воспоминаниях уроженец Гомеля народный художник РСФСР Георгий Нисский. По документам 20-х гг. Жора Низский числился подмастерьем в студии имени Врубеля. Спустя многие годы он оставил восторженный отзыв о преподавателе Быховском. Встреча с настоящим Учителем в период ученичества – большая жизненная удача, и не только для будущих художников! Быховский же скромно признавал, что в Гомеле «пущены корни некоторой художественной культуры»... Александр Яковлевич Быховский родился в Могилеве 25 мая 1888 года. Семья была ортодоксальной, еврейской, тем не менее, уже в 1901 году Саша Быховский проходит обучение у местного иконописца некоего Горбунова, затем работает в артели художников, занимавшейся изготовлением икон, торговых вывесок, росписями интерьеров. В ее составе трудился в различных городах Российской империи: Оренбурге, Нижнем Новгороде, Казани и др. Начиная с 1905 года участвует в революционном движении, в этой связи был вынужден скрываться от полиции, переезжать с места на место. В 1911–12-х годах посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств под руководством Николая Константиновича Рериха в Петербурге. Однако обучение не завершил, работал по частным заказам. С 1913 года начал принимать участие в художественных выставках. В 1919 году орбита жизненного пути Быховского пролегла через уездный город Гомель. Здесь он стал заведовать секцией ИЗО при Губнаробразе, плакатной мастерской, основал совместно с художником Сергеем Ковровским студию-школу имени М.А.Врубеля. В этот период удача сопутствовала всем начинаниям Быховского. И на это были причины. В Гомеле сложилась поразительная по насыщенности культурная среда. Братья Выгодские – оба литераторы, искусствоведы, разносторонне одаренные, высокообразованные люди; Лев Семенович Выготский в дальнейшем стал известнейшим психологом, его двоюродный брат Давид Исаакович Выгодский преподавал в студии Врубеля историю искусств, набирал славу поэта и литературного критика. Осип Мандельштам, известный русский поэт, как и Давид Выгодский, погибший в лагерях, запечатлел эту семью в стихотворении «На Моховой семейство из Полесья» (в соавторстве с Б.К.Лившицем): «…Семи вершков, невзрачен, бородат, / Давид Выгодский ходит в Госиздат / Как закорючка азбуки еврейской…» и.т.д. Среди преподавателей студии были выпускники Венской, Варшавской, Петербургской академий, Киевского, Пензенского художественных училищ и т.д. В городе функционировал музей имени А.Луначарского – бывший замок князей Паскевичей, национализированный со всеми сокровищами античного, древнеегипетского, древнеперсидского, древнекитайского, а также русского и европейского искусства. В Гомель стекались со всех сторон музыканты, артисты, ученые, художники, поэты… Это был краткий период небывалого расцвета культуры на обломках Российской империи. Александр Быховский лично прилагал руку к изготовлению огромного количества агитационных плакатов, макетов памятников, лозунгов, портретов, которые производила студия Врубеля по заданию вышестоящих органов. Почерк Быховского особенно отчетливо прослеживается в графике, а плакат «Красный набат» («На фронт, добровольцы!», 1920) стал определенным художественным достижением этой эпохи. Отличительными особенностями сложившегося стиля Быховского являются максимальная экспрессия, геометрия и лаконизм конструкций, окрашенные в 2-3 цвета плоскости, намеренно лишенные «объемности» и живописности. Фигуры людей колеблются, подобно языкам пламени. Многократно повторяющиеся по форме штрихи напоминают об искусстве итальянских кубо-футуристов с их изобретением передачи движущихся тел… Форма, движение формы в пространстве – вот, что было главной задачей художника Быховского. Он отчетливо представлял, что он делает и зачем. Александр Яковлевич справедливо отмечал в своих рукописях, что «возродить искусство Греции, Персии, Древней Руси человеку XX века не по силам…». Эпоха 1920-х разительно отличается от тех же 1900-х. Стремительно развивающиеся события требовали от художника моментального отклика, скоростной реакции и «скороспелого» – на вид –продукта. Темперамент Быховского отлично для этого подходил. Как говорится, оказался в нужном месте в нужный час. В 1926 году в Москве вышла книга «Александр Быховский. Графика». В ней автор – уже знакомый нам Лев Выготский – писал: «Острый, выразительный и резкий, ломающий и извращающий линии реального и видимого, он (язык искусства – прим. автора), однако, не извращает их настолько, чтоб в его формах реальность потерялась окончательно…». Перефразируя Выготского мы бы заключили, что художник любил гротеск и широко использовал стилизацию. Ярким подтверждением словам Льва Семеновича Выготского может служить, например, плакат Быховского «Помогите раненому красноармейцу!». Через творчество Быховского – будь то книжная заставка, экслибрис или станковое произведение, красной нитью проходит образ обособленного в келье и занятого писанием свитка или книги человека, старца. Интересно, что национальный герой Беларуси – просветитель и первопечатник Франциск Скорина – изобразил в виде летописца самого себя. Возможно, это первый случай в истории изобразительного искусства сознательного отождествления себя с иерархами человеческого духа. В кабинетной обстановке ученого мужа, мыслителя, в окружении символически значимых предметов лицом к зрителю сидит человек в средневековом головном уборе и вписывает, видимо, бессмертные строки в драгоценный фолиант… В 2017 году на всемирно известном аукционе Sothbys было продано за четырехзначную сумму графическое произведение Быховского под названием «Кудеяр». Формат изображения – вытянутый по вертикали восьмигранник. В центре его расположен черный прямоугольник со светлой фигурой старика с пером, прильнувшего к свитку на специальной подставке. Справа от прямоугольника в белом полукруге помещен черный силуэт собаки, оскалившей мордочку в сторону пишущего. Слева, справа и сверху от центра изображения наподобие иконописных клейм. Только вместо сценок бытия праведника здесь архитектурные пейзажи с крошечными, стоящими наизготовку и вооруженными секирами людьми. В небе висит дирижабль. Внизу, в окружении ведущих то ли вверх, то ли вниз ступенек, дана броская крупная надпись «Кудеяр». Это-то и вызывает удивление! Как известно, глубоко раскаявшийся разбойник Кудеяр, наводивший, по преданиям, ужас и страх на южную часть России, в качестве искупления грехов должен был спилить огромный дуб, стоявший в лесу. Причем, тем же ножом, каким были совершены его преступления. Старик исправно трудился, но начал волноваться: годы бегут, а дерево стоит как ни в чем не бывало. Пока однажды не повстречался с ним некто пан Глуховский. Стал этот господин хвастливо перечислять свои злодейские подвиги, заявляя, что спит де при этом прекрасно. Не утерпел Кудеяр, убил Глуховского. Тут же сам по себе рухнул заветный дуб в знак отпущения разбойнику всех его грехов… Такова, вкратце, эта история. И, несомненно, Быховский понимал, что некогда было старику книги писать... С 1922 года начинается новая эпопея Александра Яковлевича, связанная с переездом в Москву. Он принимал участие в различных московских и международных выставках, оформлял книги, разрабатывал дизайн костюмов, макетов к театральным постановкам, несколько лет руководил Курсами прикладного искусства имени Н.К.Крупской и.т.д. и.т.п. Быховский стал первым иллюстратором знаменитого писателя Исаака Бабеля. В 1926 году он оформляет киносценарий Бабеля по роману Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды». В Москве женился на Софье Лазаревне (1894-1965), у них родилась дочь Мариам (1925-2011), в дальнейшем видный художник по костюмам на киностудии Мосфильм. В начале Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС», затем в Омском кукольном театре. В 1947 году вернулся в Москву. В 1951 году был восстановлен в МОССХе (дата вступления неизвестна), в последние годы занимался проектами для скульптурной и декоративной секций Художественного Фонда СССР. Александр Быховский прожил долгую, насыщенную событиями и творчеством жизнь. Сегодня трудно себе представить, как удавалось сосуществовать «формализму» Быховского и провозглашенному единственно верным или возможным - стилем «социалистического реализма». Многое, наверно, могли бы рассказать рукописи художника, находящиеся ныне в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Произведения Быховского находятся в частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. В начале 2000-х в отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина прошла ретроспективная выставка произведений художника. Его имя заново открывается в наше время, приобретает новое звучание в отечественном искусстве, прежде всего благодаря графическому наследию 20-х годов. О том, что, возможно, всю жизнь не прерывалась духовная связь учителя и подмастерья гомельской студии имени М.А.Врубеля Якова Телишевского, оставившего след в советской книжной графике, может свидетельствовать рисунок из собрания Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Безымянный набросок мужской головы, выполненный Телишевским в 1970 году, доносит до нас образ мудрого седовласого человека с живым огоньком в глазах и с едва заметной в пышных усах улыбкой. Очень может быть – Александра Быховского. В 1978 году, через неделю после своего девяностолетнего рубежа, художник ушел из жизни, оставив после себя не только произведения искусства, но и множество рукописей, которые представляют для исследователей, пожалуй, не меньший, чем графика, интерес. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Изобразительное искусство называют пластикой, Быховский же считал его «формой». Причем, не уставал подчеркивать, что «это форма не вещей, а форма духа Человека, его печали или радости, его отваги, порыва или полета мечты…» Научный сотрудник художественного отдела Е. Калугина Вернуться назад |